четверг, 8 августа 2013 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ КРУГЛОГОДИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ


Главное условие эффективности подготовки спортсменов — круглогодичность в многолетней тренировке. Это значит, что одиннадцать месяцев в году спортсмены ведут регулярно тренировку,’ а двенадцатый активно отдыхают. Осуществление круглогодичной тренировки требует правильного распределения в этом процессе физических упражнений, изменения объема, интенсивности и сложности их, изменения нагрузок и многого другого. Поэтому необходимо планирование тренировки и соревнований.

Год делится на периоды и этапы тренировки, определяемые прежде всего задачами подготовки и сроками, необходимыми для их решения. В настоящее время установилось деление на три периода: подготовительный, соревновательных и переходный,— которые составляют один цикл тренировки.

В советской системе спортивной тренировки приняты следующие три варианта планирования круглогодичной тренировки:


Наиболее эффективен один цикл в году, позволяющий успешнее подготовиться к периоду особо ответственных соревнований. Кроме того, такой цикл лучше увязывается с трудовой и учебной деятельностью (отпуска, экзамены и т. д.).

Периоды делятся на этапы, уточняющие содержание и планирование круглогодичной тренировки. Деление на периоды и этапы органически связано с временем года и календарем спортивных состязаний, местными климатическими условиями, материальной базой, подготовленностью занимающихся и т. д.

Подготовительный период. Подготовительный период тренировки играет решающую роль в повышении спортивного мастерства. Продолжительность этого периода — не менее 5 месяцев при 5—6 основных тренировочных занятиях в неделю для подготовленных спортсменов и 4—5 занятиях для начинающих.

В течение подготовительного периода спортсмены должны подготовиться так, чтобы к концу его иметь показатели в физических качествах и контрольных упражнениях выше, чем год назад. Оценивать эффективность тренировки в подготовительный’ период следует также по спортивным результатам, показанным в первых состязаниях соревновательного периода.

Подготовительный период делится на два-три этапа, носящих разное название в различных видах спорта. Но цель их одна — помочь более точному планированию тренировки. Первый этап больше нацелен на общую физическую подготовку и работу над основами техники; другие этапы —на более специализированную подготовку.

В подготовительном периоде решаются следующие основные задачи: 1) приобретение и улучшение общей физической подготовленности; 2) дальнейшее развитие силыспособность мышцы развивать определенную величину усилия., быстроты и других физических качеств применительно к избранному виду спорта; 3) дальнейшее улучшение моральных и волевых качеств; 4) овладение техникой и совершенствование в ней; 5) ознакомление с элементами тактики; 6) повышение уровня знаний в области теории и методики, а также в области гигиены избранного вида спорта.

В подготовительном периоде необходимо участвовать в соревнованиях, но без особого приготовления к ним. Цель таких соревнований — повышение тренированности, воспитание волевых качеств, проверка достигнутого, накопление опыта. Важно проверить спортсменов в соревнованиях не только в избранном виде спорта, но и в упражнениях, определяющих уровень физической подготовленности.

Соревновательный (основной) период тренировки. В соревновательном (основном) периоде тренировка нацелена на достижение высоких спортивных результатов.


Основные задачи тренировки в этом периоде: 1) дальнейшее повышение уровня развития физических, моральных и волевых качеств применительно к избранной специализации; 2) совершенствование в спортивной технике и закрепление достигнутого; 3) овладение тактикой и приобретение опыта соревнований; 4) поддержание общей физической подготовленности на достигнутом уровне, а нередко и повышение ее.

Решение перечисленных задач и соблюдение гигиенического режима способствуют непрерывному повышению тренированности и достижению все более высоких спортивных результатов.

Соревновательный период в большинстве видов спорта делится на два этапа: первый — предсоревнователь-ный, или ранний соревновательный, этап и второй—этап основных соревнований.

Продолжительность первого этапа — примерно один месяц, второго — 3—5 и более месяцев в зависимости от вида спорта.

На первом этапе спортсмены должны тренироваться напряженно и участвовать в соревнованиях, втягиваясь в тренировку в «боевых» условиях. Этот этап необходим, чтобы все накопленное в подготовительном периоде рационально использовать в основных соревнованиях.

Участие в соревнованиях на первом этапе не должно вызывать особых изменений в плане тренировки — увеличения числа дней отдыха или снижения нагрузки перед соревнованиями. Соревнуясь в это время, спортсмены привыкают к новым условиям, проверяют свои силы, повышают тренированность, оценивают эффективность своей тренировки. Обычно уже из первых соревнований можно сделать выводы, дающие возможность вносить поправки в процесс тренировки и лучше готовиться к дальнейшим соревнованиям.

В целом тренировку на первом этапе, в особенности для квалифицированных спортсменов, следует рассматривать как подготовку к наиболее ответственным соревнованиям, проходящим обычно позднее, в последующие месяцы.

Тренировка на втором этапе соревновательного периода имеет особенности в связи с поставленной целью — достигнуть в это время наивысших спортивных результатов.

На основании тренировки и соблюдения привычного гигиенического режима у спортсменов еще больше повышается тренированность, улучшаются спортивные результаты и достигается стабильность в них.

Упражнения, применяемые в соревновательном периоде тренировки^ особенно на втором этапе, не столь разнообразны, как в подготовительном периоде. В большей мере это упражнения избранного вида спорта и специальные упражнения. Разнообразие в них создается лишь различными методами и интенсивностью выполнения. Общеразвивающие упражнения со снарядами и без них используются в основном в занятиях с начинающими спортсменами. Для квалифицированных спортсменов такие упражнения (без снарядов) вводят лишь в разминкусерия упражнений, увеличивающих циркуляцию крови при подготовке к тренировке.. В это время для спортсменов особенно важны специальные упражнения для совершенствования в технике, а также для улучшения физических качеств применительно к избранному виду спорта. С целью активного отдыха и поддержания Тренированности вводятся различные другие упражнения, игры и виды спорта, в особенности на местности.

На втором этапе соревновательного периода необходимо совершенствоваться в технике, закреплять достигнутое. Для этого занимаются прежде всего повторением избранного спортивного упражнения, стараясь выполнять его так, как требуется в соревновании.

Тем, кто плохо владеет спортивной техникой и у кого имеются серьезные ошибки в ней, надо по-прежнему уделять много времени совершенствованию технического мастерства. В этом отношении участие в соревнованиях не дает положительного эффекта. Лучше позднее, через год-два, достигнуть больших спортивных успехов, чем многие годы из-за посредственной техники иметь незначительные результаты.

Заключительный период тренировки. Заключительный (переходный) период тренировки имеет целью подвести спортсмена к началу занятий в новом годичном цикле отдохнувшим,, полным сил, не снизившим уровня физической и технической подготовленности. После длительного периода большой тренировочной работы и участия во многих соревнованиях у спортсменов, естественно, возникает необходимость в отдыхе. Но этот отдых должен быть не пассивным, совсем без занятий, а активным. Активный отдых достигается изменением формхарактеризует степень сформиро-ванности мышц, их полноту и округленность;сбалансированность мышц с костяком., средств и методов тренировочных упражнений, перенесением занятий в парк и лес.

Заключительный период тренировки может иметь разную направленность в зависимости от вида спорта, уровня подготовленности спортсменов, их возраста и количества соревнований, в которых они приняли участие в течение года. Для начинающих и юных спортсменов заключительный период не требует серьезных изменений в процессе тренировки. Они не имели большого числа ответственных и напряженных соревнований, не перегружались в тренировке и могут продолжать тренироваться по-прежнему, с обычной нагрузкой. Начинающим и юным спортсменам нужно повышать в этот период общую и специальную физическую подготовленность, овладевать техникой и совершенствоваться в ней, а также решать задачи, указанные для подготовительного периода тренировки. В занятия необходимо вводить новые разнообразные упражнения, которые будут служить активным отдыхом.

Заключительный период тренировки для спортсменов-разрядников (начиная со II разряда) направлен на подготовку к следующему году и обеспечение активного отдыха. Несмотря на то, что эти спортсмены имели в течение года более высокую нагрузку в занятиях и чаще участвовали в соревнованиях, чем начинающие, они должны продолжать тренироваться, обращая особое внимание на повышение общей физической подготовленности. Уменьшив объем специальной подготовки (технической и физической) и включив в занятия разнообразные упражнения, спортсмены обеспечат себе и активный отдых от прошедшего спортивного сезона.

Заключительный период тренировки для спортсменов-мастеров направлен на поддержание достигнутого уровня, физической подготовленности и обеспечение активного отдыха. Мастера спорта, имевшие в течение года очень большую нагрузку в тренировке, участвовавшие во многих напряженных соревнованиях, должны полностью отдохнуть, однако не допуская снижения уровня физической подготовленности. Для этого им нужно несколько снизить нагрузку в тренировочных занятиях, уменьшить их количество, а главное, перейти на другие разнообразные упражнения.

Необходимо следить в течение переходного периода тренировки, чтобы вес спортсмена не увеличивался за счет жировых отложений. Должен быть естественный прирост веса у юных спортсменов и почти стабильный вес (превышение не больше чем на 1—2 кг) у взрослых спортсменов.

Примерный график круглогодичной тренировки. Основные задачи тренировки и их распределение по периодам и этапам приведены в табл. 5. Там же указано, сколько нужно уделять внимания решению той или иной задачи в разные периоды тренировки (это дано по пятибалльной системе: цифра «1» означает очень мало, «2» — мало, «3» — среднее, «4» — много, «5» — очень много).

Примерный график имеет ориентировочное значение. Он может помочь в составлении более точного плана, учитывающего индивидуальные особенности спортсмена, вид спорта и местные климатические условия.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Расскажи об этом друзьям!