Главное условие эффективности подготовки спортсменов —
круглогодичность в многолетней тренировке. Это значит, что одиннадцать месяцев
в году спортсмены ведут регулярно тренировку,’ а двенадцатый активно отдыхают.
Осуществление круглогодичной тренировки требует правильного распределения в
этом процессе физических упражнений, изменения объема, интенсивности и
сложности их, изменения нагрузок и многого другого. Поэтому необходимо планирование
тренировки и соревнований.
Год делится на периоды и этапы тренировки, определяемые
прежде всего задачами подготовки и сроками, необходимыми для их решения. В
настоящее время установилось деление на три периода: подготовительный,
соревновательных и переходный,— которые составляют один цикл тренировки.
В советской системе спортивной тренировки приняты следующие
три варианта планирования круглогодичной тренировки:
Наиболее эффективен один цикл в году, позволяющий успешнее
подготовиться к периоду особо ответственных соревнований. Кроме того, такой
цикл лучше увязывается с трудовой и учебной деятельностью (отпуска, экзамены и
т. д.).
Периоды делятся на этапы, уточняющие содержание и
планирование круглогодичной тренировки. Деление на периоды и этапы органически
связано с временем года и календарем спортивных состязаний, местными
климатическими условиями, материальной базой, подготовленностью занимающихся и
т. д.
Подготовительный период. Подготовительный период тренировки
играет решающую роль в повышении спортивного мастерства. Продолжительность
этого периода — не менее 5 месяцев при 5—6 основных тренировочных занятиях в
неделю для подготовленных спортсменов и 4—5 занятиях для начинающих.
В течение подготовительного периода спортсмены должны
подготовиться так, чтобы к концу его иметь показатели в физических качествах и
контрольных упражнениях выше, чем год назад. Оценивать эффективность тренировки
в подготовительный’ период следует также по спортивным результатам, показанным
в первых состязаниях соревновательного периода.
Подготовительный период делится на два-три этапа, носящих
разное название в различных видах спорта. Но цель их одна — помочь более
точному планированию тренировки. Первый этап больше нацелен на общую физическую
подготовку и работу над основами техники; другие этапы —на более
специализированную подготовку.
В подготовительном периоде решаются следующие основные
задачи: 1) приобретение и улучшение общей физической подготовленности; 2)
дальнейшее развитие силыспособность мышцы развивать определенную величину
усилия., быстроты и других физических качеств применительно к избранному виду
спорта; 3) дальнейшее улучшение моральных и волевых качеств; 4) овладение
техникой и совершенствование в ней; 5) ознакомление с элементами тактики; 6)
повышение уровня знаний в области теории и методики, а также в области гигиены
избранного вида спорта.
В подготовительном периоде необходимо участвовать в
соревнованиях, но без особого приготовления к ним. Цель таких соревнований —
повышение тренированности, воспитание волевых качеств, проверка достигнутого,
накопление опыта. Важно проверить спортсменов в соревнованиях не только в
избранном виде спорта, но и в упражнениях, определяющих уровень физической
подготовленности.
Соревновательный (основной) период тренировки. В
соревновательном (основном) периоде тренировка нацелена на достижение высоких
спортивных результатов.
Основные задачи тренировки в этом периоде: 1) дальнейшее
повышение уровня развития физических, моральных и волевых качеств применительно
к избранной специализации; 2) совершенствование в спортивной технике и
закрепление достигнутого; 3) овладение тактикой и приобретение опыта
соревнований; 4) поддержание общей физической подготовленности на достигнутом
уровне, а нередко и повышение ее.
Решение перечисленных задач и соблюдение гигиенического
режима способствуют непрерывному повышению тренированности и достижению все
более высоких спортивных результатов.
Соревновательный период в большинстве видов спорта делится
на два этапа: первый — предсоревнователь-ный, или ранний соревновательный, этап
и второй—этап основных соревнований.
Продолжительность первого этапа — примерно один месяц,
второго — 3—5 и более месяцев в зависимости от вида спорта.
На первом этапе спортсмены должны тренироваться напряженно и
участвовать в соревнованиях, втягиваясь в тренировку в «боевых» условиях. Этот
этап необходим, чтобы все накопленное в подготовительном периоде рационально
использовать в основных соревнованиях.
Участие в соревнованиях на первом этапе не должно вызывать
особых изменений в плане тренировки — увеличения числа дней отдыха или снижения
нагрузки перед соревнованиями. Соревнуясь в это время, спортсмены привыкают к
новым условиям, проверяют свои силы, повышают тренированность, оценивают
эффективность своей тренировки. Обычно уже из первых соревнований можно сделать
выводы, дающие возможность вносить поправки в процесс тренировки и лучше
готовиться к дальнейшим соревнованиям.
В целом тренировку на первом этапе, в особенности для
квалифицированных спортсменов, следует рассматривать как подготовку к наиболее
ответственным соревнованиям, проходящим обычно позднее, в последующие месяцы.
Тренировка на втором этапе соревновательного периода имеет
особенности в связи с поставленной целью — достигнуть в это время наивысших
спортивных результатов.
На основании тренировки и соблюдения привычного
гигиенического режима у спортсменов еще больше повышается тренированность,
улучшаются спортивные результаты и достигается стабильность в них.
Упражнения, применяемые в соревновательном периоде
тренировки^ особенно на втором этапе, не столь разнообразны, как в
подготовительном периоде. В большей мере это упражнения избранного вида спорта
и специальные упражнения. Разнообразие в них создается лишь различными методами
и интенсивностью выполнения. Общеразвивающие упражнения со снарядами и без них
используются в основном в занятиях с начинающими спортсменами. Для
квалифицированных спортсменов такие упражнения (без снарядов) вводят лишь в
разминкусерия упражнений, увеличивающих циркуляцию крови при подготовке к
тренировке.. В это время для спортсменов особенно важны специальные упражнения
для совершенствования в технике, а также для улучшения физических качеств
применительно к избранному виду спорта. С целью активного отдыха и поддержания
Тренированности вводятся различные другие упражнения, игры и виды спорта, в
особенности на местности.
На втором этапе соревновательного периода необходимо
совершенствоваться в технике, закреплять достигнутое. Для этого занимаются
прежде всего повторением избранного спортивного упражнения, стараясь выполнять
его так, как требуется в соревновании.
Тем, кто плохо владеет спортивной техникой и у кого имеются
серьезные ошибки в ней, надо по-прежнему уделять много времени
совершенствованию технического мастерства. В этом отношении участие в
соревнованиях не дает положительного эффекта. Лучше позднее, через год-два,
достигнуть больших спортивных успехов, чем многие годы из-за посредственной
техники иметь незначительные результаты.
Заключительный период тренировки. Заключительный
(переходный) период тренировки имеет целью подвести спортсмена к началу занятий
в новом годичном цикле отдохнувшим,, полным сил, не снизившим уровня физической
и технической подготовленности. После длительного периода большой тренировочной
работы и участия во многих соревнованиях у спортсменов, естественно, возникает
необходимость в отдыхе. Но этот отдых должен быть не пассивным, совсем без
занятий, а активным. Активный отдых достигается изменением формхарактеризует
степень сформиро-ванности мышц, их полноту и округленность;сбалансированность
мышц с костяком., средств и методов тренировочных упражнений, перенесением
занятий в парк и лес.
Заключительный период тренировки может иметь разную
направленность в зависимости от вида спорта, уровня подготовленности
спортсменов, их возраста и количества соревнований, в которых они приняли
участие в течение года. Для начинающих и юных спортсменов заключительный период
не требует серьезных изменений в процессе тренировки. Они не имели большого числа
ответственных и напряженных соревнований, не перегружались в тренировке и могут
продолжать тренироваться по-прежнему, с обычной нагрузкой. Начинающим и юным
спортсменам нужно повышать в этот период общую и специальную физическую
подготовленность, овладевать техникой и совершенствоваться в ней, а также
решать задачи, указанные для подготовительного периода тренировки. В занятия
необходимо вводить новые разнообразные упражнения, которые будут служить
активным отдыхом.
Заключительный период тренировки для спортсменов-разрядников
(начиная со II разряда) направлен на подготовку к следующему году и обеспечение
активного отдыха. Несмотря на то, что эти спортсмены имели в течение года более
высокую нагрузку в занятиях и чаще участвовали в соревнованиях, чем начинающие,
они должны продолжать тренироваться, обращая особое внимание на повышение общей
физической подготовленности. Уменьшив объем специальной подготовки (технической
и физической) и включив в занятия разнообразные упражнения, спортсмены
обеспечат себе и активный отдых от прошедшего спортивного сезона.
Заключительный период тренировки для спортсменов-мастеров
направлен на поддержание достигнутого уровня, физической подготовленности и
обеспечение активного отдыха. Мастера спорта, имевшие в течение года очень
большую нагрузку в тренировке, участвовавшие во многих напряженных
соревнованиях, должны полностью отдохнуть, однако не допуская снижения уровня
физической подготовленности. Для этого им нужно несколько снизить нагрузку в
тренировочных занятиях, уменьшить их количество, а главное, перейти на другие
разнообразные упражнения.
Необходимо следить в течение переходного периода тренировки,
чтобы вес спортсмена не увеличивался за счет жировых отложений. Должен быть
естественный прирост веса у юных спортсменов и почти стабильный вес (превышение
не больше чем на 1—2 кг) у взрослых спортсменов.
Примерный график круглогодичной тренировки. Основные задачи
тренировки и их распределение по периодам и этапам приведены в табл. 5. Там же
указано, сколько нужно уделять внимания решению той или иной задачи в разные
периоды тренировки (это дано по пятибалльной системе: цифра «1» означает очень
мало, «2» — мало, «3» — среднее, «4» — много, «5» — очень много).
Примерный график имеет ориентировочное значение. Он может
помочь в составлении более точного плана, учитывающего индивидуальные
особенности спортсмена, вид спорта и местные климатические условия.
0 коммент.:
Отправить комментарий