Тхэквондо относится к группе видов спорта, в которых успех в значительной степени зависит от тактической подготовки, тактического мышления спортсмена, его способности реализовать свой тактический замысел.
Таким образом, техническую и физическую подготовку спортсмена в данном виде спорта необходимо проводить в неразрывном единстве с тактической. Причем на начальных этапах подготовки роль тактической подготовленности спортсмена невелика, а на этапе высшего Спортивного мастерства, когда по другим видам подготовленности спортсмены практически не различаются, она приобретает решающее значение. Изучение опыта и мнения тренеров и тхэквондистов высокой квалификации показало, что в учебно-тренировочных занятиях практически не уделяется внимания тактической подготовке. Часто спортсмену и тренеру перед поединком или даже в его процессе приходится решать задачи тактического характера.
Тактика в тхэквондо — это средство одержать победу, быстро осуществить противодействие после предварительной атаки и исправить ситуацию в процессе поединка. Ее целью является обеспечение эффективности управления процессом состязания.
По решаемым в ходе тактических действий задачам тактика тхэквондо делится на тактику раунда, поединка, серии поединков, турнира, серии турниров, цикла соревнований. Принципиальная схема обучения тактическим действиям и их совершенствования представлена на схеме 1.
Схема 1. Обучение и совершенствование тактики тхэквондо в зависимости от этапа подготовки
На схеме видно, что наиболее целесообразно на начальном этапе подготовки в тхэквондо обучать тактическим действиям, применяемым в отдельном раунде, поединке или серии поединков турнира, т. е. на этом этапе наиболее приемлема общая тактическая подготовка. И целью этого этапа является максимальное использование своих возможностей в каждом соревновании.
На этапе высшего спортивного мастерства уже целесообразно применять более сложные тактические схемы (разумеется, не исключая прежних) с выбором соперника, с отбором на более крупный турнир, с проверкой новых тактических вариантов.
Содержание обучения тактическим действиям в тхэквондо на различных этапах становления тактического мастерства различно. Так, на начальных этапах необходимо изучать и совершенствовать тактику нападения, защиты, контратаки, раунда, поединка и т.д. На более высоких ступенях спортивного мастерства — тактику ведения боев с конкретным соперником, тактику конкретного турнира, тактическое мышление тхэквондиста, т.е. специальную тактическую подготовку.
Факторы, влияющие на тактический рисунок поединка
Применение тактических действий в тхэквондо зависит от ряда факторов, представленных на схеме 2.
Схема 2. Факторы, влияющие на тактический рисунок поединка
Видно, что тактика определяется двумя группами факторов: внутренних, зависящих от самого спортсмена, и внешних, не зависящих от него.
Первым и самым главным из внутренних факторов, влияющих на тактику тхэквондиста, является его способность к тактическому мышлению: восприятию ситуации, адекватной ее оценке, изменению тактического плана поединка в зависимости от результатов подобного анализа, творчества в поиске новых тактических схем и др.
Второй из внутренних факторов — физическая подготовленность тхэквондиста — может использоваться в двух направлениях: во-первых, экономичности расходования энергетических ресурсов (т. е. выносливость) и, во-вторых, максимальной реализации двигательных способностей (сила ударов) либо (что лучше всего) их комбинации (максимальная сила и точность ударов при минимальных затратах энергии). Комбинация этих направлений наиболее актуальная на этапе высшего спортивного мастерства. От физической подготовленности будут зависеть некоторые показатели эффективности соревновательной деятельности спортсмена. Примером тактики на основе лучшей, чем у соперника, физической подготовки может служить использование большого количества перемещений, ложных действий, изменений дистанции с целью утомить противника и вынудить неадекватно отвечать на применяемые действия.
На наш взгляд, к этой группе факторов можно отнести и морфологические параметры тхэквондиста, его весовую категорию, влияние чего на выбор тактики в тхэквондо бесспорно.
Следует отметить, что влияние внутренних факторов на тактику двунаправленно: на этапе начальной подготовки тактика зависит от физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства, наоборот, эти стороны подготовки зависят от выбранной тхэквондистом тактики.
Зависимость тактики от психологической подготовленности тхэквондиста неоспорима. Выбор тактики конкретного поединка зависит от индивидуальных психологических особенностей тхэквондиста. Например, для спортсмена-холерика наиболее приемлема тактика нападения, целью поединка является набор максимального числа очков в 1 — 2-м раунде за счет большого количества приемов и дальнейшее удержание счета; тактика выжидания неприемлема. Для сангвиника — тактика атаки и контратаки, «выматывания» соперника ложными приемами, изменением дистанции, большим количеством перемещений, равномерного ведения всех раундов. Для флегматика — тактика защиты и контратаки, небольшого количества точных ударов, большого количества точных приемов в защите, набора очков в последних раундах на фоне утомления соперника. Конечно, в зависимости от внешних условий поединка тактика может изменяться.
Зависимость тактики от теоретической подготовленности тхэквондиста обусловлена тем, что необходимо изучение каждого соперника перед соревнованиями, а не только в ходе поединка. Иногда это игнорируется, и спортсмену приходится на месте решать, какую тактику по отношению к сопернику предпринять. Помимо этого, тактику регламентируют общие правила соревнований по тхэквондо и положение о каждом соревновании, спортсмен может не знать или игнорировать нюансы этих нормативных документов и проиграть только из-за пренебрежения этими знаниями.
К внешним относится большое количество факторов. Значимость первого из них — правил соревнований — была показана выше. Ко всему сказанному можно добавить, что суть этого фактора состоит в том, чтобы вынудить соперника нарушить правила при собственном их соблюдении.
Зависимость тактики от регламента соревнований выражается в том, что, например, может быть изменена длительность раундов и интервалов отдыха. То есть при раунде не в три, а в две минуты, наверное, нет смысла применять тактику «выматывания» соперника, так как, скорее всего, он не будет успевать слишком уставать. А вот при коротких интервалах отдыха такая тактика, возможно, принесет успех.
Тактика может изменяться в зависимости от соревновательной ситуации, а именно: определенная для спортсмена выжидательная тактика контратаки может измениться на открытую тактику нападения, если соперник ведет в счете и остается мало времени до конца поединка, т. е. необходимо использовать последний шанс для исправления ситуации, хотя в этом случае можно пропустить контратаку соперника.
Влияние особенностей соперника на тактический план поединка обусловлено всеми теми же факторами, влияющими на выбор им тактики. Насколько соперник физически, тактически, психологически и теоретически подготовлен, определяет использование и корректировку тактического плана спортсмена.
При выполнении тактического плана непосредственно в самом поединке важно учитывать, кто задает или будет задавать тактический рисунок боя, т. е. выберет тактику нападения. Это особенно важно, когда соперники вместе выбирают одинаковую (например, выжидательную) тактику поединка и одному из них приходится отклоняться от нее и идти на разумный (или неразумный) риск.
И, наконец, на наш взгляд, наименее значимый, но все-таки немаловажный фактор — условия проведения соревнований, это учет зрительской аудитории, места поединка, климатических, гигиенических и экологических условий соревнований. Например, большая зрительская аудитория, поддерживающая спортсмена, может вынудить его применять не рациональную для него и ситуации тактику нападения и большого количества ударов. В таком случае эти приемы будут плохо подготовленными и малоэффективными.
Тактика нападения, тактика защиты и тактика контратаки
Как уже было показано, тактика в тхэквондо делится на тактику нападения, защиты и контратаки.
Атаки в тхэквондо делятся на прямые (исходная атака, закрывающаяся атака); непрямые (ложная атака, постблокирующая атака и степ-атака); контратаки (прямые и непрямые).
Исходная, открывающаяся атака проводится, когда соперник находится на расстоянии в 1 м.
Закрывающаяся атака проводится на сближении с противником с расстояния в 1,5 м. При этой атаке необходимо обращать внимание на длину дистанции и координацию и быстроту движений, продвигаться к противнику, скользя по корту.
Ложная атака проводится ложными приемами для выявления и открытия противником своих уязвимых мест.
Постблокирующая атака проводится после блокирования атаки соперника или ухода от такой атаки, немедленным проведением собственных атакующих действий.
Степ-атака используется при уходе от атакующих действий противника шагами или при собственной защите отходами с выполнением подготовительных к атаке и обманных движений.
Прямая контратака проводится из положения, в котором находится спортсмен.
Непрямая контратака проводится после подготовительных и обманных действий тхэквондиста.
Контратаки, как прямые, так и непрямые, делятся на одиночные и комбинированные в зависимости от количества применяемых технических приемов.
Структура многолетней стратегической и тактической подготовки борцов имеет четыре этапа. Такое же, как в технической подготовке, число этапов объясняется тем, что процессы технической и тактической подготовки борцов взаимообусловлены. Так, если на 1-м этапе технической и тактической подготовки основные задачи сводятся к формированию базовой техники и тактики, то на 2-м — идет процесс специальной подготовки, на 3-м — углубленной технической и тактической подготовки, а на 4-м — работа строится по индивидуальным тренировочным программам. Столь строгое разграничение этапов весьма условно, и 2-й этап как бы наступает на след 1-го, 3-й — на след 2-го и т.д.
Этапы базовой и специальной стратегической и тактической подготовки
Этап базовой стратегической и тактической подготовки
Цель этапа — формирование базовой тактики — конкретизируется двумя задачами. Первая задача — это формирование базовых тактических действий, способствующих освоению базовой техники.
Вторая задача — это овладение атакующим способом ведения схватки.
Этап специальной стратегической и тактической подготовки
На этом этапе решаются две группы задач: основные и дополнительные. При закреплении и совершенствовании базовых тактических действий используются методические подходы 3-го этапа обучения одному движению, т.е. последовательно выдвигаются и решаются его четыре задачи. Основное внимание уделяется методам педагогического наблюдения и последующего анализа базовых тактических действий, которые будут широко использоваться борцами при дальнейшем освоении и применении навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп, а также при закреплении и совершенствовании способов атакующего построения схваток.
Основы методик решения четырех основных задач этапа излагаются ниже.
Задача первая — формирование навыков тактических действий 2-й, 3-й, 4-й групп. Основная направленность процесса определяется тем, что обозначенные три группы тактических действий являются движениями. Обучение отдельным движениям осуществляется в три этапа. При решении 1 -й основной задачи данного этапа следует последовательно применять методику этапов ознакомления, формирования двигательного умения и формирования двигательного навыка. Для каждого тактического действия необходимо подобрать оптимальное число шагов обучения и активно использовать педагогические воздействия всех ступеней познания. В процессе обучения не все тактические действия доводятся до уровня двигательного навыка; тренеру надлежит определить, с какими из них нужно лишь ознакомить занимающихся, какие довести до двигательного умения и какие — до двигательного навыка. На уровне двигательного навыка окажется строго ограниченное число тактических действий, на уровне двигательного умения их число существенно возрастет, на уровне же ознакомления их будет гораздо больше.
Задача вторая — формирование навыков реализации тактических установок. Решение данной задачи связано с формированием различных навыков поведения в отдельных отрезках схватки. Ранее усвоенные базовые и другие тактические действия, умение строить атакующие схватки будут способствовать формированию таких тактических установок, как разведка, завоевание, наращивание и удержание преимущества, погоня, проигрыш запланированного качества, выжидание, восстановление сил, демонстрация активности, динамика применения технических и тактических действий во времени. Каждый тренер должен самостоятельно выделить базовые тактические установки и прежде всего научить воспитанников реализовывать их в боевых схватках.
Задача третья — формирование навыков организации собственного единоборства. Организовать свое единоборство в схватке — значит спланировать поединок до его начала и реализовать конкретный план. Существуют значительные различия в особенностях планирования схватки мастерами разного класса. Так, мастера спорта предпочитают организовывать собственное единоборство, мастера спорта международного класса избирают дезорганизацию привычного противоборства соперника, а заслуженные мастера спорта — взаимодействие с соперниками.
Решение данной задачи приводит к тому, что борцы обучаются рационально распределять в схватке тактические и технические действия и собственные силы. Такая тактика ориентирована в первую очередь на экономное расходование энергии, на то, чтобы, не проиграв, выстоять, и лишь во вторую очередь — победить.
Задача четвертая — выявление и закрепление индивидуального стиля применения единиц техники. Решение этой задачи осуществляется в процессе постоянных наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью борцов при минимальном вмешательстве тренера. Процесс становления должен быть естественным, исключающим излишнюю опеку, способствующим самостоятельному отбору единиц техники, но и не быть совершенно бесконтрольным, исключающим учет индивидуальных особенностей. Тренер должен следить за соответствием избранного борцом стиля индивидуальным особенностям соперника: нет ли разногласий между телосложением, координационными способностями, возможностями в проявлении мощности, выносливости и гибкости, с одной стороны, и самостоятельно избранным стилем применения единиц техники и тактики, с другой?
Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка. - М.: Академия, 2005. С. 211-219.
0 коммент.:
Отправить комментарий